Киотский протокол (КП)– первое международное соглашение, содержащее количественные обязательства стран участниц по ограничению и сокращению эмиссии ПГ. В ноябре 2004 г. Россия ратифицировала КП, который рассчитан на 5 лет с 2008 по 2012 гг включительно.
(текст КП на русском языке)
Глобальная роль Киотского протокола
• Пилотный этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата
• Международная поддержка национальных мер в странах, готовых к осуществлению значительных шагов по снижению выбросов парниковых газов, развитию возобновляемой энергетики, выполнению экологических проектов по адаптации экосистем к меняющемуся климату
• Катализатор для поддержки научных исследований по проблеме изменения климата
Обязательства РФ по выполнению Киотского протокола
• повышение эффективности использования энергии в соответствующих секторах национальной экономики
• поощрение устойчивых форм сельского хозяйства
• охрана и повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов, содействие рациональным методам ведения лесного хозяйства, облесению и лесовозобновлению
• проведение исследовательских работ, содействие внедрению, разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии
• ограничение и/или сокращение выбросов ПГ на транспорте
• ограничение и/или сокращение выбросов метана
• создание национальной системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех ПГ, не регулируемых Монреальским протоколом
• подготоква ежегодного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями ПГ
• создание реестра углеродных единиц
• количественные обязательства: не превысить в 2008-2012 гг. уровень выбросов 1990 г.
Цель механизмов КП - обеспечение снижения антропогенной эмиссиии парниковых газов путем внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий на основе международного сотрудничества
КП предусматривает три основных механизма переуступки квот на выбросы парниковых газов между странами
1. Торговля квотами
2. Проекты совместного осуществления (ПСО)
В отличие от прямой продажи страна-продавец может передать стране-покупателю только единицы сокращенных выбросов (ЕСВ), произведенные в результате инвестиций в проекты по снижению выбросов, выполненные на её территории совместно с покупающей стороной (компанией или государством). Разрешенный выброс страны -покупателя увеличивается на колическтво переданных ЕСВ.
3. Механизм чистого развития (МЧР)
В случае МЧР страной-продавцом квот выступают страны, не имеющие обязательств по ограничению выбросов
Подробная информация секретариата РКИК ООН (на анг. языке):МЧРПСО
Тренд в эмиссии парниковых газов в РФ с 1990 г. по 2004 г.
(без земледелия и лесного хозяйства)
Количественные обязательства РФ по КП: не превысить в 2008-2012 гг. уровень выбросов ПГ 1990 г.
РФ занимает 2-е место в мире среди индустриальных стран после США по величине эмиссии ПГ (11% в 2004 г.).
С 1990 по 2004 Валовой Внутренний Продукт (ВВП) РФ снизился на 13%, эмиссия ПГ на 32%.
С 2000 по 2004 г. ВВП увеличился на 26.1%, эмиссия ПГ увеличилась на +4.1%
В 2004 г. эмиссия ПГ в РФ составляла 68% от разрешенной по КП (или на 32% меньше) от величины эмиссии 1990 г.
(материалы секретариата РКИК ООН)
Тренд в эмиссии парниковых газов с 1990 г. по 2004 г.
и обязательства по Киотскому протоколу (РКИК ООН, 2006 г.)